Высшее образование
Согласно закону о среднем образовании, дети, не обучавшиеся ни в одной из вышеперечисленных школ, обязаны посещать признанную государством вечернюю школу, где могут приобрести определенную специальность. Программы вечернего обучения осуществляются совместно с Министерством труда. Их продолжительность - от 3-х до 4-х лет, причем первые два года занятия осуществляются в течение всей недели, а затем три дня в неделю учащиеся посещают школьные занятия, а в остальные дни работают по избранной специальности. В вечерних школах можно освоить широкий круг профессий - от парикмахера и повара до компьютерного набора и графики.
В некоторых средних школах кроме общеобразовательной программы введены и специальные программы с профессиональной ориентацией. Технологические школы дают профессиональную подготовку на трех уровнях: после первого, высшего уровня можно продолжать учебу в высших учебных заведениях; после второго уровня получают профессиональный диплом, после третьего - приобретают лишь практические профессиональные навыки. Сельскохозяйственные школы, при которых, как правило, имеются интернаты, сочетают основные предметы обучения с агрономическими дисциплинами. Военные училища готовят будущих кадровых офицеров и техников в областях, необходимых Армии обороны Израиля. Это школы-интернаты, которые принимают на курс подготовки кадровых офицеров только юношей, а на курс подготовки техников - и девушек. Иешивы-гимназии сочетают светское обучение с интенсивным религиозным воспитанием. Большинство иешив - интернаты с раздельным обучением для мальчиков и девочек. Широкой сетью училищ ведают соответствующие министерства. Училища готовят специалистов самых разнообразных профессий, от библиотекаря до механика, техников, администраторов гостиниц, компьютерных графиков и т.п.
Среднее образование
Физически или умственно отсталые дети занимаются либо в обычных школах, либо в специальных, в зависимости от степени их отсталости. В обычной школе их собирают в отдельные классы или занимаются с ними дополнительно в общих классах. Цель такого обучения - помочь им наиболее полно использовать свои возможности и достичь максимальной интеграции в общественную и профессиональную жизнь общества. Ответственность за обучение физически или умственно отсталых детей несут работники системы здравоохранения, психологи, социальные работники и учителя, получившие специальную профессиональную подготовку, а также семья ребенка и различные общественные организации, помогающие этим семьям. От 3 лет до 21 года отсталые дети освобождены от платы за учебу. Согласно закону, формы и методы обучения определяет специальная комиссия, которая назначается для этого Министерством просвещения.
Одаренные дети, составляющие около 3% всех школьников, пройдя соответствующие тесты, обучаются по более сложным программам либо в специальных школах, либо в ходе дополнительных занятий в обычных школах. Классы для одаренных детей отличаются высоким уровнем занятий, на которых большое внимание уделяется не только получению знаний, но и умению применить их к другим дисциплинам.
Обучение детей с отклонениями развития
Министерство просвещения и органы местной власти ведают системой школьного образования и финансируют ее. Министерство отвечает за школьную программу и уровень обучения, повышение квалификации и контроль за работой учителей и строительство школьных зданий. Органы местной власти отвечают за строительство и содержание школьных зданий, приобретение школьного оборудования. Воспитатели детсадов и учителя младших классов подведомственны Министерству просвещения, а учителя средних школ и гимназий - органам местной власти, получающим дотации от министерства в зависимости от количества учащихся. Государство финансирует около 72% расходов на образование, оставшаяся часть покрывается за счет местных властей, а также из иных источников.
Система просвещения
Большинство учебных часов посвящено изучению обязательных академических предметов. Учителя могут выбирать учебные материалы из широкого спектра программ, предлагаемых Министерством просвещения. Дополнительные предметы начинают изучать с третьего класса. Кроме общей школьной программы, каждый год Министерство просвещения вводит специальную тему для углубленного изучения во всех классах. Эти темы охватывают такие вопросы, как демократические ценности, язык иврит, возвращение евреев из стран рассеяния, Иерусалим, мирный процесс, промышленность и народное хозяйство.
Программа обучения
С 6 до 16 лет школьное обучение обязательно, а с 16 до 18 лет - по желанию. Существуют школы трех ступеней: начальная (1-6 классы), средняя (7-9 классы) и гимназия (10-12 классы). Примерно 9% всех школьников в возрасте 13-18 лет учатся в школах-интернатах. Плюралистический характер израильского общества отражается на системе просвещения. Существуют четыре типа школ: государственные, в которых учится большинству детей, государственные религиозные, где проводится углубленное изучение иудаизма и соблюдаются еврейские традиции, арабские и друзские школы, в которых обучение ведется на арабском языке и большое внимание Уделяется истории арабов и друзов, их религии и культуре, и, наконец, частные, обслуживающие потребности различных религиозных общин и международных организаций. В последние годы, с ростом заинтересованности родителей в определенной ориентации обучения, были созданы новые типы школ, отражающие взгляды и убеждения различных групп населения, а также альтернативные педагогические концепции работников просвещения.
Система школьного обучения
Детские сады для пяти- и шестилетних детей обязательны и бесплатны. Цель обучения - привить основные навыки, включающие основы чтения и арифметики, развить познавательные и творческие способности, научить общению. Программы дошкольных учреждений курируются Министерством просвещения, чтобы создать прочную базу для получения знаний в будущем.
Образование в Израиле распространяется на всех детей с раннего возраста, чтобы создать необходимые условия для наиболее полной реализации их индивидуальных способностей. Многие двухлетние, и почти все трех- и четырехлетние дети посещают дошкольные учреждения. Часть яслей и детских садов содержится местными властями, часть финансируется добровольными женскими организациями; некоторые дошкольные учреждения являются частными. В городах развития и кварталах, где преобладают малообеспеченные семьи, Министерство просвещения выделяет дополнительные средства для дошкольных учреждений.
Дошкольное обучение
В то же время Министерство просвещения, культуры и спорта в сотрудничестве с системой школьного образования и высшими учебными заведениями страны постоянно заботится о том, чтобы педагогическая практика преподавания отвечала таким насущным требованиям современности, как преодоление дискриминации женщин в обществе, повышение престижа профессии учителя, расширение культурного кругозора учащихся, углубленное изучение научно-технических дисциплин. Ключевым моментом политики министерства является предоставление равных для всех учащихся возможностей в получении образования и увеличении числа школьников, успешно сдавших выпускные экзамены.
трудоустройства в системе образования.
К 1948 г. в стране уже существовала налаженная система образования на иврите, созданная и поддерживаемая еврейским ишувом еще до провозглашения Государства. Иврит, который в течение многих веков оставался языком литургии и литературы, был возрожден в конце XIX века как разговорный и язык преподавания. Вскоре после провозглашения независимости Израиля перед системой образования встала сложнейшая задача, связанная с необходимостью интеграции огромного числа детей-репатриантов, прибывших более чем из семидесяти стран мира, зачастую без родителей. Тем самым выполнялась существенная часть исторической миссии Израиля по превращению страны в родину всего еврейского народа. За массовой алией 1950-х, когда большинство репатриантов приезжали из послевоенной Европы и арабских стран, последовала массовая алия 60-х из стран Северной Африки, а в 70-е началась постепенно нараставшая репатриация из Советского Союза. С начала 90-х годов около 700 тысяч евреев из СССР/СНГ избрало Израиль своим новым домом; десятки тысяч евреев из стран СНГ продолжают ежегодно репатриироваться в страну. В ходе операций "Моисей" (1984 г.) и "Соломон" (1991 г.), в Израиль почти в полном составе репатриировалась древняя еврейская община Эфиопии. Кроме того, в течение десятилетий прибывали репатрианты из Северной и Южной Америки и других стран свободного мира. Перед израильской системой образования стоят задачи повышения квалификации педагогов и увеличения числа учебных классов для возрастающего количества учащихся. Кроме этого, она направляет усилия на развитие методов обучения детей - новых репатриантов, на подготовку учителей для этой группы учеников, создание специальных курсов, классов для ознакомления учащихся-репатриантов с ранее не известными им предметами, такими, как иврит и еврейская история, открытие курсов переквалификации для учителей-репатриантов с целью облегчения их
Просвещение испокон веков считалось в Израиле основной ценностью. По традиции прошлых поколений оно и сегодня остается в центре внимания израильского общества. Цель израильской образовательной системы - воспитать молодое поколение ответственными гражданами демократического, плюралистического государства, в котором сосуществуют люди различного этнического происхождения, верований, культур и политических убеждений. Система образования зиждется на еврейских ценностях, на любви к своей земле и на принципах свободы и терпимости. Высокий уровень знаний в сочетании с научными и технологическими навыками - залог дальнейшего развития страны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий